ОН ВЫПИВАЛ, НО ДЕЛО РАЗУМЕЛ
О нем можно книги писать, можно песни складывать, можно анекдоты рассказывать, но не буду. Скажу только, что, с одной стороны, таких, как он, и близко к детям подпускать нельзя, с другой стороны, только таких можно и нужно. Во всяком случае, несмотря на бесчисленные эксцессы и недоразумения, порождавшиеся «гусарским» образом жизни, со своей главной задачей в качестве тренера он справился.
В его группе было три человека, в иные выходные дни зимой и человек десять приходили. Каждому ребенку он был рад, каждому совершенно искренне улыбался и относился к ним как родной отец: и шнурочки завяжет, и лыжи донести поможет, и мордашку вымоет, и ручки, и воды с родника принесет. Дети его просто обожали. Он их учил как раз так, как надо учить детей восьми-девяти лет. Весело, играючи, ненавязчиво.
Когда у самого сил не хватало, звал на помощь своего сына, из которого может получиться очень хороший детский тренер, если к тому времени, когда он подрастет, будут желающие заниматься этим спортом. Сам еще совсем ребенок - тринадцать-четырнадцать лет - всегда поможет, расскажет, объяснит, покажет зачастую даже лучше своего отца.
Отец же хотел привлечь ребят, ни у кого из которых на первых порах не было желания прыгать с трамплина, именно к этому виду спорта. И это ему удалось. К маю все попробовали прокатиться с горы приземления 10-метрового трамплина. Всем понравилось, все морально были готовы прыгать, а мой сын даже три раза спрыгнул. И был от этого в диком восторге.
Относительно молодой (лет сорока) тренер, нещадно искусанный "зеленым змием", получавший неприлично мизерную зарплату, добился просто феноменального результата: и "по яйцам прошел, ни одного не раздавив", и "из печеного яйца цыпленка высидел". Вывод: мастерство не пропьешь и за деньги не купишь!
Все лето мальчики с нетерпением ждали встречи с любимым тренером. Первого сентября все пришли. Все были счастливы и полны желания заниматься, причем заниматься серьезно. Все шло как обычно: кроссы, ОФП, батут, любимая всеми "тарзанка". (Видео)
Как только открыли трамплины, переползли на них. Сначала скатывались с горы приземления «десятки» и «сороковки» (Видео.), потом мой начал прыгать. И прыгал бы до сих пор, и другие ребята прыгать бы начали, только вот тренера уволили. За дело, конечно. Но, если администрация взяла на себя смелость нанять для работы с маленькими детьми заведомо больного человека, почему, уволив тренера, она не позаботилась об оставшихся детях???
ЭТОГО КУЗЬМУ И Я ВОЗЬМУ
Стали думать, как быть дальше. Бросать грешно. Ребенок просто не может без спорта. Кому отдать, не знаю. У тренеров он нарасхват. Один одно сулит, другой другое. Один до дома подвозит, другой по пути высаживает. Хорошие тренеры предлагают к себе взять, но у них только горные лыжи, да и детки совсем маленькие - 4 - 5-летние – мой на фоне такого «гороха» «стручком» будет; кроме того, и силы неравные, и интересы, и цели уже другие.
Опытный тренер, ЗМСМК, отчаянно зовет: «Иди ко мне, я из тебя чемпиона сделаю, не станешь чемпионом – будешь хорошим физкультурником». Мне говорит: «Не отдавай МС. Он его испортит». Это я слышала ото всех, но думала, кто сумеет его испортить – это же нелегко!? Что касается прыжков, то тут переучивать не надо, еще ничего не умеет – бери и лепи, как положено. Учить его легко, все на лету схватывает; заставлять не надо, потому что сам хочет - только работай.
МС говорит: «Только ЗМСМК не отдавайте. У него ни лыж, ни комбинезонов нет, а у меня и нет, да есть". И уж так сам себя расхваливает, так «сам себе хорош, сам себе загляденье», что не хочется верить, и не верится, а веришь - нет здесь никого достойнее, лучше, опытнее и заботливее. И каждый день мальчишке что-нибудь дарит: то курточку, то штанишки, то кроссовки с роликами. «В марте (то есть всего лишь через полгода после первого прыжка!) поедет в Уфу на Чемпионат России. Давайте его в 22-ю школу переведем, чтобы на соревнования без проблем отпускали». (Хороша бы я была, если б перевела!). Вижу, нравится мальчик ему. Не хочет его упустить.
Долго думала, с сыном советовалась, с родней, с другими родителями. И туда можно, и сюда, и в МГФСО и в РГШ, и в горные лыжи зовут, и в хоккей-футбол, и в фигурное катание. Но хочет только на лыжах бегать и с трамплина прыгать, да уж и привыкли здесь. А здесь правильный выбор сделать невозможно. Выбирать не из кого.
Неплох ЗМСМК, знающ, да больно громко кричит, того и гляди, оползни на склоне начнутся. Ну и с некоторыми родителями поругаться-подраться при детях тоже себе не откажет. Да и детишек в рабочем порядке поколачивает. Для каких-то детей это единственно возможный метод чему-то их научить, некоторых родителей это вполне устраивает.
Наблюдали, как в течение часа девочка научилась на горных лыжах кататься. Один раз съехала – упала, но упала неправильно. Наорал. Второй раз – опять неправильно. Наорал еще громче. Так еще пару раз. И была бита шапкой по очкастому личику. При всех. Наверно, больно ей не было, но ведь обидно. На пятый раз съехала правильно и упала правильно - научилась. Однако больше мы ее никогда не видели. И она далеко не единственная из бесследно исчезнувших. Захочет ли какой-нибудь ребенок, увидев подобное обращение с другими детьми, учиться у такого тренера? Не должно быть в общении с детьми ни морального, ни физического насилия. Тем более с чужими. Если тренер не может обойтись без брани, значит, он плохо, неумело, недоходчиво объясняет.
МАЛО ЕСТЬ, ДА И ТЕ ЛИШНИЕ
МС говорит, пишите заявление в мою группу. Написала. И мама нашего прошлогоднего друга тоже написала. А еще одной маме он сказал, что ее ребенок бесперспективный: хочет – пусть ходит, не хочет – не надо. Парнишка походил два-три раза, тренер с ним не занимался – пошлет его многоскоки делать, а сам моего с трамплина прыгать учит, на того - ноль внимания. Мама, поняв, что время тратится впустую, больше не стала его приводить.
Чуть подольше продержался второй мальчик, родители которого увидели, что во время обычной лыжной прогулки в лесу посторонние люди научат его кататься на лыжах скорее и лучше, чем профессиональный тренер в этой спортивной школе, а без прыжков уж точно обойдется. А мой ходил и прыгал. (Беговые лыжи. Видео)
Прыгать нравилось, не боялся. Как солнышко сиял. Всю осень прыгал. Один раз попробовал съехать с горы приземления 70-метрового. (Видео) Не упал. Редко, кто сможет не упасть в первый раз. Казался просто маленьким комочком счастья.
ЧТО КОМУ ЗА ДЕЛО ДО ЧУЖОГО ТЕЛА
Выпал снег, трамплины стали к зиме готовить. Перешли на беговые лыжи. Тренер продолжал рьяно работать, проявляя чуть ли не чудеса героизма и служебного рвения. На следующий же день после сложной операции на кисти правой руки сбежал из больницы, приехал на тренировку. Левой рукой снег нагребал - строил "кочку", чтобы мальчик прыгал. Занимался с ним с полной отдачей. И за то, как ребенок научился прыгать практически "с нуля" за каких-то 20 – 25 занятий, сделав чуть больше ста прыжков, МС стыдно быть не должно.
Просмотрев записанные на видео около семидесяти прыжков, знающие люди оценили их, как весьма достойные.
Настораживало другое, а именно: откровенно халтурные, совсем никудышные занятия по ОФП. Проводились они чаще всего на улице на уровне «лег – повернулся, встал – встряхнулся, ножками подрыгал, с лавочки попрыгал», ну кроссик километра два - два с половиной, да и то без тренерского наблюдения, и все. Качество выполнения упражнений никого не волнует. Даже учителя физкультуры в простых школах за этим следят.
Изредка занимались в тренажерном зале, но уже с серьезной нагрузкой. Делясь восторженными впечатлениями, сын хвалился, что он поднимал, правда, лежа, штангу (во многих странах это запрещено до пятнадцатилетнего возраста) весом в 25 кг, делая 4 подхода по 5 раз за подход, и весом в 20 кг - 5 подходов по 10 раз. Оснований не верить нет, так как сама в ТЗ бывала, и знаю, что гриф штанги весит 15 кг. Сколько дисков, какого веса ему наворачивали, точно сказать трудно, но вряд ли по полкило. Работали и на других специальных тренажерах, тоже с большой нагрузкой. И добро б еще, если бы занятия были регулярными. Один - три раза в месяц, да и то не каждый. Ничего для развития мускулатуры это не дает. Никакой силы не прибавляет. Никакого другого эффекта, кроме боли, от «работы» молочной кислоты в не натренированных систематическими занятиями мышцах, не получается. Трудно понять, на что и на кого вообще рассчитаны подобного рода занятия.
Ни детей, ни родителей не знакомят с существующими нормативами ни в прыжках, ни в беге, ни в ОФП. Непонятно, чему должны быть обучены дети на разных этапах подготовки, но видно, что их не учат ничему.
Поражало то, что за два года наши тренеры только трижды сподобились взять в руки секундомер.
Удивительно было видеть, что дети, занимающиеся в школе по лыжным видам спорта 2 - 3 года (пусть даже только 2 раза в неделю), владеют лыжами так, будто первый раз на них встали.
Не понимала, как может тренер, дав задание пробежать 5 - 6 км, уйти махать флажком на соревнованиях или гладить лыжи утюгом, а не наблюдать за тем, как они бегут, как дышат, как ноги ставят, как руками работают. (Видео) Не учат в этой школе азам. Нет здесь базового обучения, а не той базы, от отсутствия которой рыдают чиновники, имея в виду раздевалки, души, пищеблоки и т.д.
Именно на начальном этапе необходима фундаментальная и длительная работа по выработке стереотипов правильных движений, по развитию вестибулярного аппарата, скорости, выносливости, смелости и т.д. И эта подготовительная работа должна проводиться только грамотными специалистами, умеющими работать с детьми, если, конечно, готовить спортсменов для работы «на результат», а не для того, чтобы ворон пугать да людей смешить.
Странным казалось и то, что МС, человек, солидный и непьющий, спокойно оставляет 9 - 11-летних детей без присмотра на склоне, где катание на беговых лыжах вообще запрещено и откуда их постоянно гоняют охранники. Ну, если уж ты пришел на работу – изволь работать. Если ты имеешь дело с детьми – забудь обо всем, что тебя отвлекает. Все отведенное для занятий время ты обязан находиться рядом с детьми, следить, наблюдать за ними и учить! И понимать должен, что те полтора-два часа, которые длится тренировка, всю ответственность за детей несешь лично ты. Тебе доверили здоровье и жизнь детей, и ты обязан находиться с учениками весь период тренировки. Вот подвозить их до дому – не обязан, а следить – обязан. Сколько случаев известно, когда при отсутствии тренера в течение всего нескольких минут дети погибали. Не говоря уже о том, что во время тренировок дети (и взрослые тоже) травмируются чаще всего на глазах у тренеров.
Поэтому еще более странным казалось, что тренер частенько позволяет работать вместо себя своему четырнадцатилетнему сыну, занимающемуся совсем другим видом спорта. Можно ли было представить себе в советские времена, что тренер, уезжая в командировку, заболев или пропуская занятия по каким-либо другим причинам, не найдет себе равноценную замену и допустит перерыв в тренировочном процессе? Особенно на начальном этапе, когда главной задачей является именно приучение детей к регулярным занятиям. А здесь это в порядке вещей. Уезжает по нескольку раз на 2 недели и - гуляй, Вася!